Разнообразие образа Пушкина

Одним словом, в портрете было так много личного, щедро переданного от художника образу модели, что я, восприняв великолепную скульптурную голову Пушкина как некое вершинное достижение художника, а это действительно так, решил никогда не браться за портрет человека, мое представление о котором ограничивалось бы рамками его биографии.

Образ Пушкина проходит через все творчество Белашовой. Но если ранние попытки воплощения образа гениального поэта приводили ее зачастую к весьма скромным итогам - внешнему, романтико-героизированному бронзовому Пушкину, то с годами, по мере духовного развития личности скульптора, образ поэта в ее творчестве обретал эпохальное звучание. В силу совершенства формы, в которую облекались эти мысли, на свет являлись произведения остросовременные и вечные. Бюст-памятник в Михайловском, проект памятника поэту на месте дуэли, наконец, поясной портрет А. С. Пушкина 1964 года, о котором здесь шла речь.

Пушкин... Какой он разный у скульпторов разных эпох! Общественное сознание и личность художника, взявшегося за воплощение образа поэта, всякий раз заново формировали его скульптурный облик.
У классициста Гальберга, крупнейшего мастера портретного бюста 20-30-х годов XIX столетия, на лице Пушкина трагическая печать. Мраморный, холодно-безжизненный взгляд отдаляет нас от его солнечной поэзии. Гальберг весь во власти рокового выстрела, прогремевшего на Черной речке. Пушкин в его трактовке - жертва придворной интриги, убиенный поэт, невольник чести.

Воспитанник Петербургской Академии художеств, скульптор второй половины столетия Бах, детально изучивший мемуары лицейских товарищей Пушкина, испытавший на себе неотразимую прелесть царскосельских садов, создает знаменитую композицию, в которой бытовая достоверность скульптуры находится в удивительном согласии с поэтичностью взгляда на Пушкина.