Творчество Комова

И это не одна черта программного документализма. Фрак, котелок, перчатки и штиблеты на Пушкине так же, как исполненный тонкого вкуса наряд Наталии Николаевны, исторически достоверны. А что же здесь от искусства, спросите вы. Все. И тема - Пушкин и Натали, - давно и прочно ставшая излюбленной темой русских художников и поэтов, тема, многократно отраженная на театральных подмостках и на экране.

И замысел скульптора - быть документально точным, воссоздать во всей реалистической полноте облик поэта и обожаемой им женщины.

И выразительные средства - синтезирование огромного, накопленного на протяжении полутора веков иконографического материала в лепке уверенно чеканной - такой, какая возможна при многосеансовом портретировании живого человека. И целеустремленная работа над композицией, преследующая двоякую цель - воссоздание изящества поз и движений пушкинского времени и расстановку эмоционально-оценочных акцентов, суждение нашего современника о том далеком времени, о Пушкине.

В творчестве Комова, на мой взгляд, облик поэта впервые обретает жизненную многомерность. Пушкина он обращает в фигуру реальную, соотнесенную с нами, грешными. Комов как бы вводит Пушкина в наш круг, приглашая к дружеской беседе. Человек последней трети XX столетия всемогущ и прост. И скульптор - современник Гагарина, - подхватывая пушкинскую мысль о близости, о схожести людей (Как ты, как я, как целый свет), приближает его к нам...

Вещие пушкинские слова: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык... - сбылись. Поэзия Пушкина, язык Пушкина получили необыкновенное распространение, стали фундаментом культуры всех братских народов нашего многонационального государства.