Венгерский скульптор Ласло Месароша

Обучавшийся в Москве у известных мастеров полных два года уроженец Пишпека (нынешней нашей столицы Фрунзе) талантливый живописец Семен Чуйков и преподаватель рисования педагогического техникума В. В. Образцов составили ядро будущей организации. Их зоркому, заинтересованному взгляду обязаны мы становлением большого дарования народного художника СССР Гапара Айтиева.

Они помогли стать на ноги скромному юноше из горного аила Сабырбеку Акылбекову - тонкому лирику, живописцу, как говорят, милостью божьей.

Скульпторов на первых порах в Союзе художников не было. Свое летосчисление искусство ваяния в Киргизии ведет со дня приезда во Фрунзе в 1936 году выдающегося венгерского скульптора Ласло Месароша, мечтавшего о создании революционного искусства в пробуждающихся восточных странах.

Судьба подарила ему не знавшую искусства ваяния Киргизию.
Темпераментный, настроенный на восприятие своеобразной красоты людей Востока Месарош в нескольких выразительных портретах наметил пластическую характерность киргизского лица. Пластика тела, силуэт, ритмические основы строения фигуры требовали большого запаса наблюдений, этюдной работы. Времени на это Месарошу тою же судьбою не было отпущено.

Когда создавался Союз художников Киргизии, меня не было еще на свете. Но я могу представить, то время, эпоху энтузиастов, не признававших преград на пути к большой цели. Навсегда сохраню в душе часы задушевных бесед о далеких годах молодости с Гапаром Айтиевичем Айтиевым. С особым вниманием я слушал темпераментные рассказы о первых шагах нашего творческого союза народного художника СССР, академика Семена Афанасьевича Чуйкова. По-особому я дорожу дружбой и доверием большого поэта, прекрасного человека Аалы Токомбаевича Токомбаева.