Путь мысли художника

Камни веков - это реконструкция, попытка воссоздания пластических мотивов прошлого. Камни веков - это застылость, заторможенность социального развития моего народа в эпохи, предшествующие Великому Октябрю. Прихотлив и сложен путь мысли художника от жизненного впечатления к образу искусства.

Много цветов на горном лугу, до которого нам не подняться; много травы на том берегу, до которого нам не добраться, - говорит подзадоривающая все молодое, живое, дерзкое народная пословица. Но мы поднимаемся по горной круче вверх, нисколько не сомневаясь, что доберемся до манящих цветов; и пускаемся вплавь, ни секунды не сомневаясь, что окажемся на том, манящем густою травою берегу.
Звучащее слово, задушевный голос комуза прочно поселились у меня в мастерской. Еще не изреченная национальная характерность киргизского ваяния, мне это ясно было, близка, созвучна фольклору, и я, приступая к работе, включал магнитофон и целыми днями жил в мире народной киргизской музыки и величавых саякбаевских сказаний. Музыка и ваяние - близкая родня.
Давно собираю народные мелодии. Фонотеку свою пополняю всеми возможными способами. В том числе и таким, доступным, пожалуй, только скульптору.

Приглашаю музыканта к себе в мастерскую позировать, прошу его захватить с собой инструмент - комуз, кыякчи или чоор. Музыкант играет, магнитофон записывает, а я леплю. Таким образом, подарил мне сто мелодий великолепный комузист Эркесары, была записана на магнитофонную пленку игра на чооре флейтиста Каримова. Побывали у меня и оставили о себе добрую память комузчи Ибрай Туманов и кыякчи Датка. Все они стали моими моделями и объектами портретирования.